Рецензия (сперто здесь)
http://atranotte.livejournal.com/134418 ... 2#t1369362
Пираты Карибского моря - 3: "Одного раза хватило".
Т.к. просмотр фильма в оригинале отменяется, я решила все-таки написать рецензию. Пусть пока будет так. На русский перевод больше не пойду категорически, если только совсем от тоски, так что когда еще выдастся момент написать о впечатлениях, я не знаю.
В качестве предисловия
Начнем с того, что этот фильм я ждала долгих десять месяцев. Пусть большую часть времени это было скептическое ожидание – после второй части вряд ли можно ожидать чего-то хорошего, думала я. А потом вышел трейлер… Трейлер был настолько хорош, что у меня затеплилась надежда на нечто стоящее. А вдруг они все-таки исправились? Потом в Интернете появились эпизоды из фильма, и я поняла, что моя надежда была права – ПКМ-3 все-таки будут очень хороши. Но я просчиталась.
Ощущения после просмотра
… были самые отвратительные. Я вставала с кресла в надежде, что все это мне снится, и вот сейчас нам включат настоящую, нормальную третью часть. Настроение было гадкое весь следующий день, в общем, я очень, очень расстроилась. Больше, чем надо было бы из-за какого-то там фильма.
Сюжет
То, что сценаристы являются клиническими идиотами, стало ясно еще после второй части, их комментариев и допов. В общем-то, неудивительно, что фильм получается дурным, если его начинают снимать, когда сценарий еще не написан. Жаль актеров и режиссера, которым в таких условиях приходится работать. В общем, я твердо уверена, что именно Эллиотт и Россио – главная причина того, что фильмы-сиквелы стали такими, какими они являются. Ведь главный минус в них все же сюжет. Ни Депп, ни Раш, ни любой другой гениальный актер, по моему убеждению, не способен вынести на своих плечах такой бред и сделать из него конфетку.
Логика в сюжете, возможно, и присутствует. Но, честно говоря, мне непонятно, с какой стати я должна, вместо того, чтобы спокойно смотреть развлекательное кино и наслаждаться им, вникать во все совершенно ненормальные сценарные перипетии. Главная ошибка сценаристов заключалась в том, что они сделали слишком много персонажей. Непозволительно много. А т.к. третий фильм являлся завершением трилогии, было необходимо разобраться с каждым из них, плюс еще дать какое-то развитие новым героям, кстати, непонятно зачем созданным. Им что – тех было мало? В итоге получилась полная каша. Линии всех героев оборваны и скомканы, потому что все их нереальное количество нужно было каким-то образом впихнуть хотя бы в три часа экранного времени. Мотивации ясны только теоретически, а я бы хотела видеть их конкретное развитие. В фильмах такого жанра я не хочу слишком много додумывать сама, это не философская драма, а приключения.
Персонажи
Джек, конечно, начну с него. Вот знаете, я еще давно говорила, что могу простить создателем почти все, но только не извращения над Джеком.
И самое отвратительное, что есть в фильме, - это его шизофрения. И сам факт, и то, как она выглядела. Не думаю, что для капитана самое страшное – общение с самим собой. Как заметил кто-то из рецензентов, «хоть стало с кем поговорить из нормальных людей». Всегда считала, что личное наказание для Джека может быть связано только с «Черной Жемчужиной». Вот это действительно было бы для него страшно. Но хуже всего все-таки то, как исполнены эти множественные Воробьи… многочисленные дублеры с наклеенными лицами. Тема с маленькими Джеками и сцена за решеткой идиотичны до неприличия. Сценаристам не стоило судить капитана по себе. Если ты сам – шизофреник, это еще не значит, что у твоего персонажа тоже такие проблемы. Да, Джек – человек со своими слабостями, но только не слабостями такого характера. В общем, эти три сцены были для меня худшими за весь фильм. Вполне возможно, что если бы их не было, я бы отнеслась к третьей части куда лучше.
Также мне очень не понравилась какая-то, видимо, открывшаяся на почве шизы привычка тащить все в рот. Облизывание Джеком всякой дряни, заснятое крупным планом, по моему скромному мнению, не может привнести в фильм хоть что-то хорошее. В этом нет ни смысла, ни чего-либо приятного в визуальном плане.
Что касается позиции кэпа по отношению к другим героям и его плана, то они мне были ясны только интуитивно. Потому что я знаю, что Джек всегда в первую очередь за себя. Но толком я все-таки не поняла, был ли у него план, в чем он заключался и т.д. В отличие от первого и даже второго фильмов, где все было объяснено и ясно.
Из плюсов… Временами это все тот же Джек из первой и любимой части. И эти моменты так радуют, что если бы не шизофрения, я бы смирилась со всем остальным и полюбила бы фильм.
Но в целом – увы и ах. Экранного времени главному, казалось бы, персонажу выделили мало, и то большую его часть показывали всякую фигню, тогда как можно было сделать что-нибудь куда более приличное. Грустно. Очень грустно.
Уилл. Прошло три части, прежде чем я полюбила этот персонаж. В первом фильме он был мне безразличен, во втором понравился чуть больше, но морализаторские и трогательные сцены с папой на корабле тоже сделали свое черное дело. И только в третьей части, видимо, на фоне других, он меня действительно порадовал. Да и внешне стал хорош.
Хотя эти его многочисленные предательства меня снова запутали. Лучше бы сделали ему одно, но зато эффектное. Но к самому персонажу претензий нет – его не испортили, все в его логике.
Элизабет, душа моя… Ну, с тем, что она ниндзя, я уже смирилась, хоть это и по-прежнему сильно раздражает. Но все моменты с обыском и оружием были явно лишними. Было очень смешно в моменте, когда она, как заправский киллер, делает захват сингапурского пирата за шею и приставляет к горлу нож, а когда Барбоса говорит ей «Окстись!», фирменным жестом убирает руки. Я понимаю, что Кире приятно еще раз сыграть Домино, но при чем тут Лиза? Вообще, тоскливо наблюдать, как взбалмошная и забавная девица из первого фильма, которой я так импонировала, стала хладнокровной убийцей. Казалось, с чего бы вдруг? И тема про короля пиратов – сплошной фарс, как и все пламенные речи Лизы, обращенные к корсарам. Я ни на секунду не поверила, что они ей поверили.
Но мне очень понравилось, как была сыграна сцена с Норрингтоном, это вполне в духе Элизабет первого образца. А также почти все сцены с Уиллом, кроме самого начала фильма. И мне кажется, что с Барбоссой они бы поладили больше всего, - два сапога пара.
Но, несмотря на все вышесказанное, Элизабет в третьей части мне нравится куда больше, чем во второй. А, может, я просто к ней такой привыкла.
Барбосса. Для меня – однозначно лучший персонаж этого фильма. Остался целиком и полностью верен себе. Единственный, кого не испортила рука сценаристов. Великолепен в каждой сцене. Фактически, единственный герой, ради которого непременно стоит смотреть это кино. А как он женил Уилла и Лизу – это просто шедевр, без преувеличений.
Норрингтон. Эх, Норрингтон… Что с тобой сделали эти гады. Самый яркий пример скомканности сюжетной линии и отсутствия нормальных мотиваций. Я понимаю, что времени на развитие этого персонажа не хватало, но нельзя же так! Сделать из него дурачка-простофилю было самым худшим вариантом, который только можно себе представить. Нет, смерть его логична, как факт, я не спорю. Но тут могло быть два варианта. Либо убить до начала действия. Вроде как сердце принес – задачу выполнил. Либо, что куда лучше, убить его в сражении, после того, как он встал на сторону пиратов. Смерть от руки маразматичного папеньки Уилла, да еще такая смерть – что может быть хуже.
Дэйви Джонс по-прежнему хорош. Все логично, все замечательно. Только вот хотелось, чтобы смерть у него была посимпатичней. Не знаю, какая именно, но акцент на ней стоило сделать более сильный.
Новый капитан Сао Фенг вызвал недоумение. Точнее, мне сомнительна сама необходимость его присутствия в фильме. Вводили его, как нового главного персонажа и, не дав хоть мало-мальски развернуться, моментально прибили. Капитан был хорош, потому обидно. Лучше бы его вообще не было, чем так.
Тиа Далма во всем была хороша, кроме последнего эпизода. От освободившейся Калипсо я надеялась на что-то большее. Не на силиконовую тетку – мечту эротомана, развалившуюся крабами, а на что-то более таинственное. Хотелось увидеть ее истинное обличие, мистическое, призрачное. Но ничего такого и в помине не было.
Бэккет. Образ бросили на полпути. А жаль, такой задел был во второй части… Даже сказать нечего, обидно очень за персонажа. Порадовали с ним только три сцены – переговоры и выражение лица перед гибелью и когда Джонс разбил чашку. Последнее – особенно.
Губернатор Суонн представлял собой нечто невразумительное, ничего сказать не могу вообще.
Папаша Джека был на экране всего пару минут, но очень, очень понравился. С мамой шутка была потрясающая. В общем, пусть его образ и не привнес в фильм ничего особенного, меня его присутствие порадовало.
Пинтел и Рагетти в этой части совсем не раздражают, напротив – приятно напоминают о первой.
Актеры
Ничего плохого сказать не могу. Но обо всех по порядку.
Джонни Депп. Я очередной раз пожалела, что он-таки не устоял и, вопреки своим ранним принципам, согласился на съемки в сиквелах. Ну, уже поздняк метаться, обсудим то, что имеем. В рамках бредового сценария Джонни сыграл хорошо. Традиционно. Что мне не понравилось, так это его очередной явный вклад в разные, совершенно не понравившиеся мне сцены. Зуб даю, что идея с облизыванием мозга принадлежит ему. Это раз. Второе – это курица из «Аризонской мечты». К чему это было – неясно. Шутка для фанатов? По-моему, она была абсолютно лишней, хотя вполне вписалась в идиотизм происходящего.
Орландо Блум. Вот кто меня порадовал, вот кто молодец. Растет от фильма к фильму, и это заметно. Сыграл очень ровно, персонаж ни разу не портил (хотя это сложно сделать в данном случае) и был очень симпатичным.
Кира Найтли. Понравилась больше, чем во втором фильме. Но меньше, чем в первом. Смотрела на нее без раздражения, есть к чему придраться, но как-то не сильно хочется.
Джеффри Раш. Лучше всех! Вообще, честно говоря, я считаю, что его персонаж возвращать было не нужно, на благо общего сюжета, в котором и так полно запутанных линий. Но Раш так хорошо сыграл, что я умолкаю и снимаю шляпу в почете. Он, как ниточка, связывает третий фильм с первым.
Джек Дэвенпорт. Моя прелесть. Сценаристы не дали развернуться. Но, по-моему, лично он сделал все, что мог.
Билл Найи. Шикарная мимика! Хорош, по-прежнему.
Чоу Юн Фат. Вообще, странно, зачем приглашать такого именитого актера ради пары-тройки эпизодов сомнительного качества и содержания? Но пират получился у него колоритный. Жаль, что его так быстро убили, и не дали Чоу разыграться, как следует.
Том Холландер. И ему тоже разыграться не дали. Но некоторые эпизоды все же просто блеск. Разговор с Джонсом на «Летучем Голландце», переговоры и самое изящное чаепитие из всех, что я видела в кино за последние годы. И финальный взгляд.
Зрелищность и спецэффекты
Это, как обычно, на уровне. Правда, говорят, что половину эффектов отважно сперли у мультика «Синдбад: легенда семи морей», что, конечно же, не делает создателям чести.
Не понравилось то, что опять огромная часть фильма в тяжелых, свинцовых тонах. Давит.
Перевод
Ужасен! Мало того, что перевели временами (ну, из того, что я знаю) неправильно, так еще и этот новый голос Джека! И Норрингтона, боже мой, что это было? Этот дубляж еще хуже, чем у второй части.
Кстати, вот озвучкой остальных я довольна, особенно Лизы, у ее дублерши голос красивей, не такой писклявый.
Но из-за голоса Джека я больше в кино определенно не пойду, пока в оригинале показывать не будут. Потому что плохой дубляж начистую убивает пол-образа.
Саундтрек
Шикарен! У меня он еще до просмотра фильма вошел в избранное. Несмотря на цитирование Циммером фрагментов чужих произведений. Будем считать, что это такая ирония. Но все композиции, кроме Multiple Jacks, я обожаю. Для меня этот саунд почти сравнился с первым по качеству, просто они сделаны в разном ключе, первый более отвязный, более пиратский, а этот – героико-романтический. Но оба хороши.
Эпизоды, которые понравились
Прощание Джека и Элизабет. Особенно мне понравился этот чудный жест и фраза «Одного раза хватило».
Когда Джек набирал себе команду в сундуке – тоже забавно получилось.
Все с Барбоссой.
Пиратский совет. Всем хорош, кроме пиратского короля Лизы – это уже фарс. Хотя, возможно, того и добивались.
Все с папашей Джека. Ну и вышеупомянутая шутка про маму. Ура, еще одна женщина в трилогии, пусть даже и в таком виде.
Свадьба Уилла и Элизабет – ничего лучше придумать было нельзя.
В общем-то, все финальные сцены. Понравилось, как Джек помог Уиллу проткнуть сердце, отказался от своей мечты, фактически, ради него.
Когда Джек с Лизой летели на парашюте из паруса – тоже вполне зрелищно. И Лизка там на девушку похожа стала, наконец-то не постеснялась показать свою слабость.
На причале с красотками – святое дело. Ну и как Джек обдурил Барбоссу, и на лодочке в самом конце – прелестно все. С ромом моментик порадовал.
Марти стреляет из огромного ствола, и его уносит отдачей.
«И я всем должен денег».
Джонс, идущий на переговоры в ведерках с водой.
Выражение лица Бэккета, когда Джонс разбил чашку. Блеск!
И опять же его выражение лица, когда его план пошел прахом.
Фраза Норрингтона: «Наши судьбы тесно сплелись, но не соединились». И как он поцеловал Элизабет! Завидую, да.
Тема про потерянную птичку и то, что учиться никогда не поздно, драка Джека с Джонсом на мачте.
Ну и первый полет Джека на «Жемчужину» с корабля Бэккета.
Песня идущих на смерть в самом начале.
Сценка «Джек и мертвый Кракен». Грустный взгляд и фраза про то, что мир такой же, но в нем стало меньше содержимого.
«Бросьте мою шляпу, мистер Гиббс. А теперь несите назад».
Может, и еще чего вспомню. Вот странно, перечислила полфильма, а сам фильм не понравился. На самом деле, проблема в том, что сцены по отдельности хороши, а вместе – какая-то мешанина, вроде соленого огурца, мороженого и мармелада в одном флаконе.
Эпизоды, которые не понравились
Множественные Джеки. Категорически. Ни идея, ни особенно то, как это было исполнено. Ладно бы еще один раз, в чистилище, но второй и третий – это было слишком. Джек не шизофреник. Не похож как-то. И ассоциация с Акселем Блэкмором тоже не в тему.
Облизывание Джеком всякой дряни крупным планом. Зачем?
Превращение Тиа Далмы в силиконового монстра. Изучение физики и сопромата подсказало мне, что корабль бы не выдержал этого гиганта мысли. Я ожидала чего-то более зрелищного и красивого, чем силикон, развалившийся на крабов. Какой-нибудь мистический, призрачный, стихийных вид… Облом-с.
Тема про орешек. Я люблю белку из «Ледникового периода», но причем тут это? Непонятно, к чему вообще были эпизоды с орешком.
Лизкины пафосные речи. Не верю.
Драка в начале фильма. Какое-то сплошное мельтешение на экране, ничего не понятно, что, кто и куда. Конечно, в реальности так и должно быть, но я люблю, когда в кино мне четко все показывают.
Тема про Лизку и оружие. Я уже смирилась с тем, что она у нас ниндзя, но тут они перегнули палку.
Разочаровала финальная битва. Тем, что битвы по сути и не было, подумаешь, два корабля у воронки повращались. На кой тогда остальные приплыли? Поглазеть? Я ожидала чего-то более эпического и не получила.
Сцены с Норрингтоном, где его старательно выставили идиотом.
Все сцены с папашей Тернером, кроме последней на «Голландце».
Джонс, трогательно рыдающий у органа.
Основные претензии к первым трем. Если бы их не было, мне бы фильм понравился намного больше, без дураков. А самые основные претензии все-таки не к самим эпизодам, а к тому, что между ними во многих случаях отсутствуют логичные связки, в итоге третья часть на эти самые эпизоды и распадается. Нет гармоничности и взаимосвязанности. Это не фильм, а аттракцион – и только. Вот первая часть была фильмом.
О трилогии в целом
Если честно, мне сложно воспринимать эти совершенно разные фильмы, как трилогию. И если второй с третьим роднит похожий подход к построению сценария (хи), то первый среди них стоит особняком. «Проклятие Черной Жемчужины», как уже неоднократно говорилось многими рецензентами, было законченным фильмом, гармоничным и почти совершенным. В нем было то, что потерялось во второй и третьей частях – легкость и пиратский дух свободы, какой-то детской мечты даже, сказки. Последние два фильма слишком мрачные по сравнению с ним, и мне это не нравится. И если второй был еще как-то логичен (с горем пополам), то третий и вовсе распадается на составные части. Механизм, так хорошо сработавший в первом фильме, на втором притормозил, а на третьем окончательно сломался. Однако у третьего фильма есть ряд преимуществ перед вторым – стало меньше тупого американского юмора, временами все-таки проглядывает прежний Джек, образца 1.0, Уилл получил развитие как персонаж, Кира Найтли играет лучше, и ее Элизабет уже не так раздражает, как это было в «Сундуке мертвеца». Ну и саунд третьей части, по моему мнению, куда лучше саунда ко второй. На порядок. Словом, я пока не могу определиться, что лучше: вторая или третья часть. Нужно посмотреть еще раз и в оригинале. Хотя мне кажется, что в итоге я буду на стороне третьей, как бы я не разочаровалась в ней после премьеры. Однако «Проклятие Черной Жемчужины» навсегда останется для меня лучшим пиратским фильмом ever.