Это жанр развился из сплава киберпанка и описаний типа "Как пройти такую-то игру - руководство"
Тогда что такое киберпанк? Киберпанк - жанр, описывающий приключения в мире, созданном компьютерами (пример - Лукьяненко, "Лабиринт отражениц"), то есть в виртуальном мире, и часто герой решает в виртуальном мире свои проблемы из мира реального.
ЛитРПГ - приключения в виртуальном мире (в игре), включающие описание игрового процесса.
Акула пера - в двух словах: журналист получает задание написать цикл статей о популярной игре. Для написания ему, естественно, приходится самому поиграть.
И тут случается глобальная бяка: один нехороший программист сделал что-то неправильное и игра может прекратиться (а хозяева, вложившие миллионы, их потерять).
Журналист случайно нарвался на выполнение игрового задания, связанного с этой ошибкой, и теперь ему непременно надо играть, чтобы исправить ошибку программиста, за это ему обещаны немалые деньги (иначе бы он конечно плюнул на все ошибки бы и долго не играл).
А дальше начинаются приключения - что-то наоборот хочет повредить игре, кто-то - конкурент, тут же играет больше число народа, которые пакостят просто для развлечения...
Сам Андрей Васильев так описывает то, что у него получилгось:
- Код: выделить все
... я и сам начинаю уже понимать, что я ухожу от стандартной ЛитРПГ все дальше. Я месяца три назад уже писал измышления по этому поводу - ИМХО любому автору, ну если только он не ставит перед собой мысль тупо заработать денег или получить свои 5 минут славы, в мире статов и характеристик через книгу-полторы становиться очень скучно. Пока герой набирает первые уровни, и входит в мир игры это незаметно, есть фан. Когда он в нем обживается, то все, конец пути. Вот тогда и начинают с неба падать рояли, ЧСВ гг летит вверх, на привязи сидит стая ручных драконов, а вокруг героя кучкуется толпа друзей и врагов, ну, а читатели пишут, что финал слит и серия уже не та. Та, та самая, только вот тупичок нарисовался, некуда идти. И случилось это именно потому, что герой уже достиг всего, чего мог и все, что является следствием прямого следования жанру. Я поначалу думал, что этот жанр - ЛитРПГ невероятно широк, что он шире любой фэнтази. Фигу с два, он крайне узок, невероятно узок, да еще и прямолинеен. Вот когда я это понял я стал делать то, что делаю и сейчас - я задал себе вопрос - "Что такое игра?", дал себе на него ответ, потом еще один, потом еще один, а потом задал этот вопрос читателям, потихоньку выкладывая куски огромной головоломки. И многим это нравится. Плюс я получаю удовольствие от того, что каждая новая книга для меня - это повод поработать в новом жанре, в конце концов я же пишу их для удовольствия, своего и вашего. Первая- ЛитРПГ, чистая и незамутненная, вторая - классическая адвенчура, приключение вообще плюс завязка интриги, третья - северный роман "про викингов", четвертая - нечто в стиле Киплинга, в этой, пятой, я играю в детектив, следующая - приключения на... Неважно где. И все это части одного целого. Я надеюсь, что я все это доведу до конца и когда все всё поймут, многие вещи, которые сейчас выглядят странно, нелепо, натянуто могут приобрести совершенно другое звучание, по крайней мере, я на это надеюсь и стараюсь писать именно так.
Все это верно только для меня, я никоим образом в данном посте не хотел опорочить иных авторов, к которым отношусь с огромным уважением, причем ко всем.